Измени окружение — раскрой потенциал

Колумнист TF Джо Палмер уверен, что вопрос развития футбольного клуба в Восточной Европе упирается в большей степени в футбольную культуру, уровень которой необходимо повышать.

Одна из лучших черт футбола, по моему мнению, это множество вариантов пути развития клуба, потому как каждый отдельно взятый рынок диктует свои условия и создает свои трудности, которые необходимо преодолеть, будь то разные экономические факторы, СМИ, окружение или социально-культурные нюансы.
Естественно, клубам стоит следить за тем, что делают их более успешные коллеги, перенимая лучшие практики. Но не стоит думать, что если в точности повторить то, что делают гранды, непременно сам станешь грандом, особенно если вас разделяют тысячи километров.

Главный секрет успеха клуба лежит в локализации и глубоко уходит корнями в особенности менталитета рынка. В этом вся суть, и я считаю, что это единственно важный фактор успешного роста и развития клуба в будущем, так как, в конце концов, главное — определить потенциал конкретной «футбольной культуры».
Футбольная культура — это то место, которое футбол занимает в повседневной жизни людей и то, насколько глубоко он проникает в социальные привычки, влияет на поведение людей и их отношение к футболу. Если взять довольно развитые футбольные рынки Западной Европы, можно увидеть футбольную культуру на достаточно высоком уровне, что подтверждается проникновением футбола в массы. Футбол везде, каждый день и круглые сутки.

Если рассматривать профессиональный футбол с точки зрения потребительского продукта, клубу нужно понять, насколько открыт рынок, на котором он функционирует, насколько потребители могут и готовы потреблять продукт, и возможно ли изменить поведение рынка. Для меня это главный показатель.

Если невозможно создать оптимальную среду для потребления футбола — у клуба практически нет шансов развить свой потенциал. Уровень футбольной культуры рынка — главный показатель того, какой успех может ожидать клуб в будущем. И это является основной проблемой любого футбольного клуба Восточной Европы.
Когда я переехал из Великобритании в Украину, это было первым, на что я обратил внимание. Где дети, играющие в футбол на улицах? Где биг-борды с игроками, рекламирующими бренды? Где спортивные новости на первых страницах? Где люди в футболках любимых команд? Этого всего не было в той мере, в какой существует на Западе.

Я всегда полагал, и так считают многие в западных странах, что в постсоветских странах футбольная культура находится на очень высоком уровне и ее оплот — самые яростные ультрас. Но со временем я понял, что этот портрет Восточной Европы как последнего бастиона радикального фанатизма, сложился таким образом исключительно из-за ограниченного количества информации, поступающей в прессу западных стран в основном благодаря впечатлениям после матчей еврокубков в этих странах, когда стадионы забиты под завязку, а фанаты находятся в экзальтации, так как для них это неординарное событие и редкий шанс победить раскрученного топового соперника с Запада.

Многие клубы сетуют на малое количество поддержки со стороны фанатов и в основном на экономические причины происходящего. Конечно же, и это имеет место быть — плохой маркетинг, плохая транспортная инфраструктура, плохое качество игры, например, повлияли и до сих пор влияют на посещаемость матчей многих клубов. Но эти факторы чаще всего имеют наибольшее влияние на рынках, где интенсивность интереса к футболу сама по себе низкая.

Исследования подтверждают, что там, где высок интерес и лояльность к продукту (в нашем случае к футболу), потребители менее подвержены влиянию потенциальных препятствий к покупке или взаимодействию с интересующим продуктом. Это не значит, что можно игнорировать экономическую ситуацию в стране, но если взять любое государство Восточной Европы с самой низкой покупательской способностью, можно понять — на этом рынке достаточно потребителей брендов и развлечений, чтобы здесь имелась возможность заполнить любой стадион.

Посмотрите, например, на четвертую лигу английского футбола, где уровень игры намного ниже, чем в любой из первых лиг Восточной Европы, но в среднем каждый матч посещают до 4000 болельщиков. Только 28 футбольных лиг вне большой семерки, включая Россию, бывшие страны СНГ, Кипр и Израиль, могут похвастать не меньшей посещаемостью. Почему?

Очевидно, что футбол — не массовый спорт номер один во многих странах Восточной Европы, а значит футбольная культура никогда не была доминирующей. Но ведь подобная ситуация встречается и в других странах мира. Возьмем, например, США или Австралию. Футбол не самый популярный вид спорта в этих странах, он даже не входит в тройку ведущих, но тем не менее они смогли развить футбольный рынок, который предлагает успешную модель для развития и роста клубов. Как им это удалось? Ответ, я думаю, лежит в основном в двух плоскостях, которые сильны на Западе и соответственно слабы на Востоке — поддержка СМИ и хорошо развитый любительский футбол.

СМИ — основной двигатель культуры, который представляет ее на рынке и, что самое главное, может оказать влияние на нее и даже изменить ее, но это возможно только при сильном медиа потреблении и высоком качестве футбольного контента. Если сравнить футбольный медиа продукт с Западным, то разница огромна в общем количестве часов/страниц, посвященных футболу, проценте его освещения во всех средствах массовой информации и в количестве денег, потраченных на медиа продукт. Все факторы, которые могут усилить потребление и интерес к футболу как к продукту. Сильное медиа окружение является двигателем постоянного круговорота спроса и предложения футбола на рынке — увеличение потребления ведет к увеличению интереса рекламодателей и спонсоров и наоборот.

И второй, возможно, наиболее важный фактор — это увлечение общества непосредственно игрой в футбол. Опять же исследования подтверждают, что человек в несколько раз более вероятно начнет болеть за футбольный клуб, если сам играет в футбол. Интерес к деятельности вообще намного возрастает, если есть в ней практический опыт, особенно и прежде всего это касается спорта. Но где футбольные поля и площадки для игры? Где любительские клубы и лиги? Где внеклассные занятия и спортивные кружки для детей? Инфраструктура и управление представляют большую проблему, но и менталитет необходимо менять. Подход большинства общеобразовательных школ — стремиться к элитарности, в то время как многие дети оставлены без элементарного, включая занятия спортом и футболом в частности.

Я считаю, низкий уровень развития футбольной культуры вне сомнения представляет наибольший барьер для роста футбола на любом рынке. Если изменить факторы, влияющие на культуру, то клубы Восточной Европы смогут раскрыть свой полный футбольный потенциал. Как? Об этом поговорим в следующий раз.

   

Subscribe

Subscribe to our e-mail newsletter to receive updates.

Один комментарий “Измени окружение — раскрой потенциал”

  1. Январь, 12-е at 12:44 #

    Привет! Это комментарий.
    Чтобы удалить его, авторизуйтесь и просмотрите комментарии к записи. Там будут ссылки для их изменения или удаления.

Оставить комментарий